?

Log in

B. Volli.. [userpic]
Mario Lanza (Марио Ланца)
by B. Volli.. (begnano_volli)
at February 16th, 2008 (11:58 pm)

MARIO LANZA




Марио Ланца в нашей стране узнали уже после его смерти. Но от этого не стали меньше его любить. Его не любить невозможно – таким красивым он был и таким невероятным по красоте и страсти голосом он обладал. Посмотрев фильмы с его участием, послушав его записи, многие девушки плакали оттого, что уже никогда в жизни не смогут встретиться с ним наяву, потому что он ушел от нас раньше, чем мы узнали о его существовании.
     Как было бы просто, если бы машина времени была не только чудесной фантазией человека. Тогда мы могли бы вернуть то, что ушло невозвратно – чтобы оно вновь ожило, обрело плоть и дух, снова страдало и радовалось, металось между ошибками и прозрениями и неслось сломя голову за своей несбывшейся сумасшедшей мечтой… Итак: остановись, мгновение!
     Нет ничего фантастичней, чем просто постучать в дверь грим-уборной Марио Ланца и услышать в ответ:
- Come in, it’s open… Войдите, открыто.
     И наяву удивиться ласкающему бархату его божественного голоса. И крепко пожать тяжелую сильную руку, и начать неспешную дружескую беседу о жизни, о музыке, о радостях и невзгодах…

      Но, увы, это лишь фантазия. Пора опуститься на землю. Машины времени нет, и пока не предвидится…

     Но есть книги о нем, есть газеты, сохранились документы… А главное, есть люди – почитатели, верные и ревнивые хранители его памяти, хроникеры жизни и творчества великого певца.
     Мир не забыл Марио Ланца. Почти все его записи воспроизведены на новейших лазерных дисках. По инициативе Элиссы Ланца Брегман и Дэймона Ланца сегодня работают семнадцать Обществ Марио Ланца, объединяющих огромное число его поклонников. В Филадельфии находится Дом-музей Ланца и Парк Ланца. Ежегодно 7 октября, в день смерти великого певца, Филадельфийское и Британское общества Ланца организуют траурные вечера, посвященные этой дате. Создан Фонд Марио Ланца, призванный помогать начинающим молодым певцам. В Нью-Джерси, в Музее Славы, в компании великих людей США – ученых, писателей, композиторов, президентов, общественных деятелей – стоит бюст Марио Ланца. Единственный певец США удостоен такой чести. В Голливудском музее установлена восковая фигура Ланца в роли Герцога из оперы «Риголетто» (фильм «Великий Карузо»).

     Его помнят, его любят, его боготворят!

     А может, любовь и память - своего рода машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим?..

     И все это, наверное, и есть – БЕССМЕРТИЕ.

Как все начиналось

Человек, известный всему миру как Марио Ланца, родился 31 января 1921 года в Филадельфии, в семье Антонио Кокоцца и Марии Кокоцца-Ланца. Мальчика назвали Альфредо Арнольдо Кокоцца. Отец его в 16 лет эмигрировал в Америку из итальянского города Филиниано, служил в Вооруженных Силах США (37-й полк 145-й инфантерии), был тяжело ранен в бою при Аргоннском лесу и впоследствии демобилизован, получив пенсию по инвалидности. Мать будущего певца, Марию Ланца (из мужского варианта ее имени и девичьей фамилии он впоследствии и создал свой сценический псевдоним), родители привезли в Америку из другого итальянского городка, Токко Да Касауриа (в Абруцци), когда ей было всего 6 месяцев. Мария познакомилась с Антонио Кокоцца в 1919 г. В то время ей было только шестнадцать, но спустя каких-нибудь несколько недель после первой встречи Антонио и Мария поженились.

Молодожены поселились в доме Сальваторе Ланца, отца Марии, по адресу: Филадельфия, Крисчен стрит, дом 636. Там 2 года спустя и родился наш герой - «Фредди», как называли его в семье. Когда Марио исполнилось 9 лет, семья переехала в дом 2040 по Мерси стрит, который был гораздо просторнее перенаселенного дома на Крисчен стрит. Марио учился в трех школах: сначала в «Сент-Мэри Магдален ди Пацци», затем в «Вэр Джуниор Хай Скул», наконец, в «Саусерн Хай Скул». Учителя отмечали, что мальчику гораздо больше нравится играть и заниматься спортом, чем учиться. То, что он предпочитал спорт сидению над книгами, было хорошо в плане его физического развития и закладки того фундамента выносливости, который впоследствии поддерживал его в форме, необходимой для звучания голоса такой немыслимой силы. В последние годы своей жизни он держался исключительно благодаря этой натренированности, приобретенной в детские годы.

В доме, где рос Марио, была обширная коллекция записей Карузо, и мальчик каждый день слушал их. Эти записи стали для него первым опытом приобщения к музыке и пению, он учился петь, подпевая им. Но первым настоящим учителем юного дарования был баритон Антонио Скардуццо, который вовремя предостерег Марио от перенапряжения голоса, преподал ему основы вокальной техники и попытался привлечь к изучению сольфеджио – но эту область музыкальной грамоты Марио так и не постиг. Он работал со Скардуццо восемь месяцев. Его следующим учителем стала Ирен Уилльямс, которая не только давала ему уроки пения, но и организовывала его выступления на различных общественных мероприятиях.

Первое признание

Со временем остро встала проблема платы за обучение. Мать Марио работала на нескольких работах, чтобы оплатить его учебу, но для оплаты полноценных занятий ее заработков никогда не хватало. Помощь пришла в лице Уилльяма К.Хаффа, концерт-менеджера Филадельфийской Музыкальной Академии. Он организовал для Марио прослушивание у Сергея Кусевицкого (вопреки распространенному мнению, легенда о том, что Кусевицкий случайно услышал пение Марио, когда тот подрабатывал доставкой грузов и привез в Академию фортепиано, не соответствует действительности). На Кусевицкого голос Марио произвел такое сильное впечатление, что он пригласил юношу учиться у него в Танглвуде - школе для подающих надежды певцов и музыкантов. Школа находилась в Беркшире. Марио переехал туда и усердно взялся за учебу. В качестве выпускного экзамена он спел партию Фентона в школьной постановке оперы Николаи «Веселые виндзорские жены». Не слишком большая роль для тенора, она, тем не менее, предъявляла к исполнителю определенные требования. Марио справился с ней и был замечен музыкальными критиками, которые написали: «… Еще одно выдающееся дарование в труппе – молодой тенор Марио Ланца, исполнявший роль Фентона».

Война и любовь

Следующей крупной ролью стала… роль рядового Кокоцца на базе ВВС США в г. Марфа (штат Техас). Во время службы в армии Марио прошел прослушивание у Питера Линда Хейза и был включен им в состав концертной труппы, выступавшей на военных базах по всей стране. Затем Ланца получил роль в патриотическом шоу «Крылатая победа», поставленном Моссом Хартом. Марио выступал в этом шоу до мая 1944 г. и демобилизовался из Вооруженных Сил 29 января 1945 г. Вместе с армейским приятелем Бертом Хиксом он тправился в Нью-Йорк, чтобы познакомиться с его сестрой Бетти, о которой Берт часто рассказывал другу. Когда Марио и Бетти представили друг другу, они юбились с первого взгляда, и после короткого периода ухаживания сочетались гражданским браком 13 апреля 1945 г.

Счастливая судьба свела Марио с баритоном Робертом Уидом. Тот организовал для Марио выступление в радиошоу компании Эй-Би-Си Celanese Hour вместо заболевшего тенора Джена Пирса, обычно выступавшего в этом шоу. Для Марио это была не только интересная работа, но и возможность оказаться в компании уже знаменитых певцов и артистов. Позднее, опять же с помощью Роберта Уида, Марио был выбран на должность ведущего серии радиопередач «Великие моменты в музыке». Эти передачи он вел с октября 1945 г. по февраль 1946 г.

Первое турне

Теперь преподавателем вокала у Марио была Полли Робинсон, и через нее он познакомился с Сэмом Уэйлером, который стал его первым менеджером. Уэйлер счел, что Марио нуждается в более авторитетном преподавателе, и организовал для него прослушивание у Энрико Розати, который ранее обучал вокалу знаменитого тенора Беньямино Джильи. Розати пришел в восторг от голоса Ланца и сразу же согласился взять его в ученики. Марио учился у Розати 15 месяцев. Это было непростое время, полное не только успехов, но и конфликтов, в основном по причине антипатии Марио к учебе, однако впоследствии Ланца был вечно благодарен Розати за неоценимый багаж знаний и умений, которые тот передал ему. Вместе с сопрано Агнес Дэвис Марио совершил турне по Канаде, начавшееся 10 октября 1945 г. концертом во дворце «Монкалм» (Квебек) и завершившееся в Онтарио в ноябре 1946 г. Турне стало сенсацией. 14 апреля 1947 г. Марио дал концерт в государственном колледже для учителей в г. Шиппенсберг (штат Пенсильвания). Ему аккомпанировал Константине Каллиникос, который на всю жизнь остался его концертмейстером.

Трио Бельканто и Чаша Славы

Следующей вехой на творческом пути Марио стало его вхождение в состав «Трио Бельканто», наряду с сопрано Франсис Йинд и басом-баритоном Джорджем Лондоном. «Трио Бельканто» с июля 1947 г. и в течение почти года выступало в различных городах США, Канады, Ньюфаундленда и Мексики.

28 августа 1947 г. коллектив был приглашен дать концерт в зале «Голливудская чаша» (Hollywood Bowl) в сопровождении симфонического оркестра под управлением Юджина Орманди. В зале ожидалось присутствие Луиса Б.Майера, основателя и тогдашнего руководителя киностудии «Метро-Голдвин-Майер» (MGM). Джордж Лондон любезно уступил сцену Марио и Франсис Йинд. Как показывает сохранившаяся запись, концерт был великолепен. Голоса Марио и Франсис были в прекрасной форме.

Этот концерт изменил всю жизнь Марио и определил его выбор в пользу карьеры киноактера и концертирующего исполнителя. Увы, в тот вечер оперная сцена потеряла тенора, голос которого мог бы стать сенсацией века.

Первый фильм

Следующий короткий период жизни Марио состоял из водоворота различных проб и тестов: кинопроб у продюсеров и режиссеров МГМ, голосовых тестов, проверявших его способность производить звук, который удовлетворял бы строгим требованиям звукооператоров. С честью выдержав все испытания, он был вознагражден за свои таланты семилетним контрактом с МГМ, по которому ему должны были выплатить 10 тысяч долларов премии и по 750 долларов в неделю в течение шести месяцев, пока будет отбираться его первый фильм и вестись работа по подготовке к съемкам. В это полгода он волен был делать, что пожелает: давать концерты, выступать на радио, записывать песни. Затем он должен был сняться в своем первом фильме, за который он получил гонорар в 15 тысяч долларов, а если фильм будет иметь успех в прокате, гонорар за его следующий фильм будет поднят до 25 тысяч долларов.

Напомним, контракт заключался в 1947 г. Можно представить себе, как велики были бы эти суммы в современном масштабе цен. Но и в то время это были огромные деньги, и Марио подписал контракт.

Первая опера

После того как закончились съемки его первого фильма «Полуночный поцелуй» и пока шла работа по подготовке его к прокату, состоялся дебют Марио Ланца на профессиональной оперной сцене – в роли Пинкертона в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй» в постановке Оперы Нового Орлеана. Роль Чио-Чио-сан спела сопрано Томико Каназава. Вот лишь несколько примеров критических отзывов на эту постановку: «Редко удается увидеть такого совершенного романтического тенора» и «Его исключительно красивый голос безмерно выразителен».

Марио пел в этой опере дважды. К несчастью для оперного мира, этим двум вечерам было суждено стать единственным случаем выступления Марио в полноценной оперной постановке.

Золотая клетка Голливуда

Киностудия МГМ организовала для Марио турне в качестве рекламы его фильма. Дав серию концертов по всем США, Марио вторично выступил в «Голливудской чаше» 24 июля 1948 г., на этот раз с Кэтрин Грейсон. По окончании турне Марио вернулся в Нью-Йорк для работы в студии звукозаписи компании RCA Records. Его первый сеанс звукозаписи состоялся 5 мая 1949 г. Под аккомпанемент Константине Каллиникоса Марио записал четыре музыкальных номера, одним из которых была ария «Ах! холодная ручонка» из оперы Пуччини «Богема». По результатам голосования Национальной Ассоциации музыкальных критиков эта запись была признана «оперной записью года» и включена в Зал славы RCA.

В 1950 г. вышел следующий фильм с участием Марио – «Любимец Нового Орлеана». В нем прозвучала песня, ставшая самым популярным музыкальным номером Марио – «Будь моей любовью». В картину также входили 5 оперных номеров в исполнении Марио, в том числе любовный дуэт из «Мадам Баттерфляй» (с Кэтрин Грейсон) ближе к концу ленты. Видя и слыша Марио и Кэтрин в этих ролях, получаешь наиболее полное представление о магии Марио и можешь представить, как блистал бы он на оперной сцене. Этот фильм подарил Марио статус суперзвезды. Огромным успехом сопровождался как сам фильм, так и его звуковая дорожка, особенно «Будь моей любовью» и «Колыбельная Байу».

Великий Карузо

В 1951 г. была снята лента, единогласно считающаяся лучшей киноработой Марио: «Великий Карузо». Марио поистине вложил всего себя в этот фильм: он изучал жизнь Карузо, его походку, его привычки, его манеру исполнения, прочел о нем все, что только мог… На момент выхода фильма Марио стал Американским Карузо. Звуковая дорожка фильма побила рекорд продаж – более миллиона копий, и стала первой оперной записью, получившей звание «Золотой диск».

После выхода картины на экраны Марио отправился по стране с концертным турне «Великий Карузо», в сопровождении концертмейстера Каллиникоса. На каждый концерт билеты распродавались менее чем за час, в Питтсбурге была даже организована продажа билетов на репетицию, и снова эти билеты были моментально раскуплены. Популярность Марио сделалась огромна. Одним из предложений, поступивших к нему тогда, было от корпорации «Кока-Кола»: вести еженедельную радиопрограмму, которая называлась бы «Шоу Марио Ланца». Предложение было принято, и за период с 26 июня 1951 г. по 22 августа 1952 г. станции Си-Би-Эс и Эн-Би-Си выпустили в эфир 59 передач. Сам Марио пел четыре заранее отобранных номера, и две песни исполнял гость передачи. Наиболее частыми гостями были канадская певица Жизель МакКензи, исполнитель популярной музыки Рей Синатра и Константине Каллиникос, игравший классику. Согласно первоначальному замыслу, шоу должно было идти в прямом эфире, но, приняв во внимание бурный восторг публики на концертах Ланца, менеджеры решили, что спокойнее будет передавать шоу в записи, с искусственно наложенными аплодисментами после каждого номера. Эти передачи показали многогранность таланта Ланца: он исполнял произведения всех авторов, от Коула Портера до Верди, пел эстрадные номера, оперные арии, религиозные песнопения – и был совершенством во всех жанрах. За пару лет существования шоу была создана большая часть его музыкального наследия.

Первые трудности

После фильма о Карузо, имевшего ошеломляющий успех, следующим проектом должна была стать лента «Принц-студент». Марио был в восторге, предвкушая съемки в костюмном фильме, но его ожидания не оправдались. С самого начала работы над картиной возникли проблемы, и она была временно отправлена «на полку». Тем временем киностудия настояла, чтобы Марио снялся в ленте «Потому что ты моя» вместе с Дореттой Морроу, ставшей звездой после своего бродвейского дебюта в мюзикле «Король и я». Марио идея фильма крайне не понравилась, и он не стал этого скрывать, публично обозвав картину «хламом». Сценарий и в самом деле был слабоват, но фильм включал несколько песен, ставших хитами Марио, а именно: заглавная песня «Потому что ты моя», а также популярная «Гранада», милая и нежная «Песнь ангелов» и проникновенная «Молитва Господня» (музыка Малотта на слова молитвы «Отче наш»). Последняя могла сравняться по силе веры и воздействия на слушателя только с «Аве Мария» из фильма «Серенада» и, быть может, с концертной версией песнопения «Агнец Божий». Пресса не прошла мимо нелестных замечаний Марио в адрес фильма и того факта, что он не считал фильм достойным своих талантов и всячески осложнял жизнь всем, кто был занят в съемочном процессе. Незамедлительно появились саркастические и обидные для Марио статьи, но он продолжал стоять на своем – что ему не нравится новый фильм. Тем не менее, он снялся в нем, и по выходе картины на экраны частично оправдалось отрицательное отношение Марио к этой ленте: она не имела того успеха, каким пользовались три предыдущие его киноработы.

Разрыв с Голливудом

В августе 1952 г. наконец было возобновлено производство фильма «Принц-студент»: началась запись звуковой дорожки. Процесс создания саундтрека прошел гладко, все музыкальные номера были записаны с первой же попытки. В фильме должны были прозвучать три новые песни, одна из которых – «Пойду с Богом» – стала еще одним «фирменным номером» Ланца. Пение Марио на звуковой дорожке фильма «Принц-студент» без всякого преувеличения совершенно: от мощной и жизнерадостной «Застольной песни» до эмоциональной и нежной песни «Лето в Гейдельберге» он безупречно контролирует свой голос, и фразировка просто безупречна. Но на съемочной площадке ему работалось далеко не так хорошо. Первой сценой, которую должны были снимать, было исполнение песни «Любимая» на террасе. Режиссер Кертис Бернхардт не одобрил исполнительскую манеру Марио и поправил его, сказав, что Ланца поет слишком эмоционально, вместо того чтобы звучать напыщенно и строго, как подобает прусскому принцу. Марио живо возразил на это режиссеру, что его дело наставлять актеров, как следует сыграть роль, а уж в пении Ланца не позволит себе указывать никому. Бернхард заявил, что не потерпит возражений, Марио снова повторил, что кому-кому, но точно не кинорежиссеру учить его, как следует петь... В конце концов, Ланца покинул съемочную площадку и поклялся не возвращаться до тех пор, пока режиссером будет оставаться Бернхард.

Студия подала на Марио в суд иск о возмещении убытков (700 тысяч долларов) и уплате неустойки, связанной с отменой производства картины (4,5 млн долларов). Кроме того, ей удалось наложить вето на певческую карьеру Ланца: он не мог ни выступать перед публикой, ни работать на радио, ни записывать песни, ни вообще как-либо работать в период времени, оставшийся до истечения его контракта с МГМ (бочти полтора года). В мае 1953 г. было достигнуто соглашение: студия МГМ снимала эмбарго на голос Марио при условии, что он позволит использовать напетый им саундтрек для озвучивания игры другого исполнителя роли принца. Марио согласился, и съемки возобновились с участием Эдмунда Пурдома. Тот, надо отдать ему должное, замечательно справился с непростой задачей, и фильм в общем и целом удался. Звуковая дорожка фильма стала еще одним шедевром в дискографии Марио. Горькая ирония сложившейся вокруг картины печальной ситуации в том, что к тому моменту, как "Принц-студент" был наконец готов к показу, режиссером был уже не Кертис Бернхард, а Ричард Торп, без всяких конфликтов и весьма плодотворно работавший с Марио над фильмом "Великий Карузо".

Возвращение к публике

Все то время, пока действовало эмбарго на голос Марио, студия RCA продолжала регулярно выпускать новые записи Марио, используя материалы "Кока-Кола шоу", так что публика не забыла певца и после снятия запрета он мог спокойно вернуться к работе. 30 сентября 1954 г. Марио выступил в шоу "Звездный дождь", организованном компанией "Крайслер Моторс". Он был не уверен в своих силах после столь долгого перерыва в выступлениях, и согласился на чье-то предложение выступить под фонограмму своих старых записей. Это было сделано не слишком удачно, и на певца обрушился водопад уничтожающей критики. "Марио Ланца потерял голос!"- кричали газеты... Разумеется, в наши дни артисты под разными предлогами сплошь и рядом выступают под фонограмму и не отчитываются за это, но в то время так поступать было просто не принято. Марио должен был доказать несостоятельность критики и договорился об организации второго шоу - 28 октября 1954 г. Он спел две вещи: "О, никогда я так не жаждал жизни" (из оперы "Тоска") и "Однажды" (из мюзикла "Бродячий король"). Оба произведения были исполнены великолепны, и Марио вложил в "Однажды" столько чувства, что заставляет поневоле задуматься о движущих силах, побудивших человека вложить в песню такую страсть.

1956 год был отмечен для Марио следующим крупным проектом: съемками фильма "Серенада" по мотивам одноименного романа Джеймса М.Кейна. По контракту со студией "Уорнер Бразерс" Марио получал гонорар 150 долларов плюс 35% прибыли от проката картины; кроме того, ему принадлежало решающее слово при подборе произведений для музыкального ряда фильма, что позволило ему включить в саундтрек малоизвестные арии, такие, как "Любовь тебе не позволит" из оперы Джордано "Федора", и гимн "Аве Мария" - этот последний стал одной из наилучших его записей и самой волнующей по сравнению с версиями других исполнителей. "Плач Федерико" из оперы Чилеа "Арлезианка" в исполнении Марио также не знает себе равных. Еще одна жемчужина фильма - великолепный дуэт с Лючией Альбанезе из оперы "Отелло" ("О, дорогой Отелло"). Слушая эти записи, можно только спрашивать себя, как велик мог бы быть Марио на оперной сцене - такой мощью звенит его голос, такой страстью и такой угрозой (в финальной арии из оперы "Отелло" "Бог! Ты мог дать мне позор"). Столь богатая коллекция красивых и сложных фрагментов оперы "Отелло" в одном фильме - немалое достижение для тенора, никогда не исполнявшего роль венецианского мавра перед публикой. Мало кому из исполнителей этой роли и по сей день удается спеть ее полностью, не потеряв накала чувств к финальной арии. Премьера фильма "Серенада" состоялась в августе 1956 г. в Радио Сити Мюзик Холле. Картина имела скромный успех, но послужила одной цели - вернула Марио Ланца живое внимание публики, его имя снова сделалось на слуху.

Год 1956-й ознаменован и возвращением Марио к работе в студии звукозаписи. Он выпустил два альбома - "Ланца на Бродвее" и "Кавалькада веселых мотивов" (Cavalcade of Show Tunes). Первый из этих двух релизов стал настоящим фиаско: голос певца страшно искажен, к его звучанию примешивается неприятное эхо - вероятно, результат неудачных экспериментов звукоинженеров по "сжатию" пленки-оригинала для увеличения плотности звука при записи на виниловый диск. К счастью, "Кавалькада веселых мотивов" лишена этих недостатков и блестяща во всех смыслах.

Прощай, Америка!

В конце 1956 г. Марио предложили сняться в Италии, на студии "Титанус - ЛеКлауд Продакшнз". Сценарий предложенного фильма "До свидания, Рим" ("Семь холмов Рима") опять был весьма легкомысленен, но Марио согласился и 17 мая 1957 г. со всей семьей покинул Америку. Он прибыл в Неаполь 28 мая 1957 г., рассчитывая остаться незамеченным, но был встречен толпой восторженных горожан и делегацией высших чинов города. Запись звукоряда будущей картины прошла без сучка и без задоринки. Музыку к фильму написал Джордж Столл, песню "До свидания, Рим" - Виктор Янг. Съемки также завершились в срок и без всяких инцидентов - все складывалось удачно вдали от Голливуда и присущей ему межличностной борьбы, в немалой степени осложнявшей отношения звезд с руководителями киностудий в те времена. Картина не имела громкого успеха в прокате и не слишком выделялась из других развлекательных лент, снятых одновременно с ней, но, тем не менее, показала, что голос Марио звучит так же прекрасно, как прежде.

К концу 1957 года было полностью утверждено и согласовано расписание творческой деятельности Ланца на 1958 год, но перед этим состоялось его выступление в Лондоне. 18 ноября 1957 г. Марио выступил перед королевой Великобритании. Вопреки лживым историям о трехдневной попойке, бытующим и по сей день, Маоир являлся на все репетиции вовремя и вел себя наилучшим образом. Выступление же его в торжественный вечер сопровождалось головокружительным успехом. Обычно чопорные и сдержанные, лорды и пэры били в ладоши, кричали "Браво!", что нечасто случается в присутствии монаршего лица. На следующей неделе Марио дал заключительный концерт своих лондонских гастролей и вернулся в Рим.

Последнее турне и последний фильм

1958 год начался с турне по Британским островам (в январе), затем по Франции, Германии, Нидерландам и Бельгии. Поначалу турне проходило гладко, но позднее стало ясно, что здоровье Марио подорвано (гипертония, тромбофлебит, диабет), и последовали отмены концертов. Из сорока запланированных выступлений певец сумел дать только тридцать три. Один из концертов, 16 января 1958 г. в лондонском Ройял Алберт Холле, был записан в стереофоническом режиме и позднее, уже в наши дни, выпущен на лазерном диске. По этой записи видно, что голос Марио нисколько не пострадал: это великолепное и артистически продуманное выступление. 13 апреля 1958 г. Марио выступил на площадке Остерхалле в г. Киль (Германия), и этому концерту суждено было стать его последним появлением перед публикой. К концу апреля Ланца вернулся в Рим.

Творческие предложения стекались к нему едва не со всех концов планеты. В январе 1960 г. должно было начаться турне по Австралии. В мае 1958 г. Марио подписал контракт на съемки фильма "В первый раз" ("Серенада большой любви"). Запись фрагментов из опер, которые должны были прозвучать в фильме, состоялась в августе в здании Римской Оперы. Она стала настоящим испытанием для певца: музыканты Римского оркестра, привыкшие аккомпанировать многим великим исполнителям, скептически относились к таланту Ланца и считали, будто его голос звучит мощно лишь благодаря техническим средствам усиления звука. Если бы Марио допустил хоть малейшую ошибку или небрежность, пощады бы ему не было. Но он не допустил ни единой оплошности, и все, кто присутствовал на сеансах записи саундтрека, были единодушны в своем восхищении. Руководитель Римской оперы захотел прямо на месте заключить с Марио контракт, но певец считал, что еще не готов предстать перед всем миром в качестве оперного тенора, и отказался, хотя позднее согласился петь партию Каварадосси в опере "Тоска" в сезоне 1960 г. Съемки проходили на Капри, в Париже и в Германии, завершились они в намеченные сроки и уложились в отведенный бюджет. Премьера состоялась 8 августа 1959 г. Картина имела громкий успех в прокате, заслуженной похвалы критиков и зрителей удостоились и пение Марио, и его актерская игра.

Последние годы жизни

1959 год выдался для Марио Ланца напряженным. Успех фильма "В первый раз" ("Серенада большой любви") побудил певца активизировать студийную деятельность. Он записал альбом "Бродячий король" и начал работу над следующим - под названием "Песнь пустыни". Внезапно самочувствие Марио ухудшилось: 17 апреля он пережил сердечный приступ. 27 августа у певца случился второй сердечный приступ, и он попал в клинику "Валле Джулиа" с осложненным диагнозом - инфаркт и двустороннее воспаление легких. В конце августа он выписался и завершил работу над "Песнью пустыни". По злой иронии судьбы, в тот год Марио получил больше разнообразных творческих предложений, чем за всю свою предыдущую карьеру - но был уже слишком слаб физически, чтобы принять их все. 10 сентября он провел на киностудии "Чинечитта" сеанс записи саундтрека к будущему фильму "Смейся, паяц". Последним среди исполненных им в тот день произведений стала "Молитва Господня" Малотта, и она считается по сей день его последней прижизненной звукозаписью.

На следующей неделе начались последние приготовления перед началом съемок, но 30 сентября они были прерваны из-за плохого самочувствия артиста. Он вновь обратился в клинику "Валле Джулиа", на этот раз для обследования. Врачи обнаружили признаки артериосклероза и гипертонии, убедили его отменить благотворительный концерт в Неаполе и остаться в больнице. 6 октября Марио Ланца сообщил докторам, что чувствует себя лучше и собирается назавтра выписаться. Но утром 7 октября 1959 г. обширный инфаркт оборвал его жизнь. Ему было всего тридцать восемь лет...


Он мог бы прожить свою жизнь по-другому и иначе завершить ее. Он мог бы взять оперный мир сокрушительной атакой, и без всяких сомнений стал бы величайшим оперным тенором всех времен и народов. Этому не суждено было сбыться - но фильмы и записи Марио Ланца открыли чудо Оперы тысячам людей, которым, не будь этих фильмов и песен, никогда бы не пришло в голову купить билет в оперный театр или на концерт классической музыки. Марио Ланца вдохновил на творческий путь многих известных певцов двадцатого века, самые именитые из которых - Три Тенора (Доминго, Каррерас, Паваротти) - воздают хвалу божественному голосу Марио и называют его источником пробуждения своего вокального дара. Великий Марио Ланца оставил нам драгоценное наследие, за которое мы можем быть только благодарны.


Скачать mp3 записи

Lanza Mario(Tenor).rar 148.5MB
http://adrive.com/public/2aa5f4f3a3a...98694f264.html

сслыки на фильмы с Марио Ланца и программы с его участием, а также посвящённые тенору. Скачать можно здесь: (Кроме того вы найдёте множество музыкальных фильмов, фильмов-опер с участием самых ярких звёзд)

http://www.magomaev.info/Istorija-muzyki.html

http://www.magomaev.info/Muz_films2.html

Все материалы были взяты с сайта, посвященный Марио Ланца http://mariolanza.narod.ru/
Видеофайлы с сайта Мусулима Магомаева http://www.magomaev.info/
Аудиозаписи предоставленные Рамилем на форуме сайта http://plus-msk.ru
А так же спасибо за предоставленную информацию в жж сообществе
Марио ланца